Молебен по окончании 2012 года.
31 декабря 2012 года в Успенском соборе служился новогодний молебен Свято-Троицкого прихода, а затем ученики церковно-приходской школы устроили традиционный фейерверк в честь наступления Нового года.
31января 2012 года день выдался так себе – не слишком новогодним с точки зрения погодных условий. Выпавший было пару дней назад снег уже растаял, и единственным напоминанием о нем оставались ледяные островки на пешеходных дорожках. Но зато туман – вязкий, сизый – покрывал весь центр города и делал в общем-то не слишком холодную погоду довольно-таки «кусачей» и морозной по ощущению. Но на предпраздничное настроение туман повлиять не смог. Центр Будапешта уже к четырем часам заполнился гуляющей публикой, всюду раздавалось гудение продаваемых специально к празднику дуделок.
По православной традиции Новый год празднуется отнюдь не так ярко, как Рождество – последнее заняло в жизни верующих подобающее и исконно принадлежавшее ему место. Так что украшение елки, подарки, Дед Мороз – все это переместилось на начало января. Ну, а венцом, центром Рождественского праздника, безусловно, является праздничное богослужение в храме.
Так что настоящий праздник был у нас впереди, но ведь и Новый год – событие все же достойное внимания. Пусть это всего лишь календарная дата, не несущая на себе особой смысловой нагрузки (если не принимать всерьез всяких зеленых змиев, красных обезьян и лиловых крыс, с регулярностью, достойной лучшего применения, заполняющих полки магазинов в предпраздничную пору в полном соответствии с каким-то восточным календарем), но, тем не менее, – год подошел к концу, и человек поневоле вспоминает о том, что произошло с ним и с его близкими за прошедшие 12 месяцев, пытается извлечь какие-то уроки, выработать тактику поведения на будущее.
Церковь также не проходит мимо этого праздника, и по давно сложившейся традиции вечером 31 декабря в храмах служится новогодний молебен. У нас он начинается обычно в 4 часа дня – надо сказать, в очень удобное время. Людям, еще не привыкшим таким образом проводить предновогодний вечер , трудно представить себе, что часы перед праздничным ужином можно с легкостью освободить от приготовления праздничных салатов и пирогов. Но, тем не менее, это так – это известно по личному опыту. У нас в семье все происходит таким образом: утром мы готовим полупраздничный стол (потому что все же на дворе пост, и разгулу кулинарии еще не время), ставим все приборы, режем даже хлеб – чтобы за стол можно было сесть буквально через пять минут после возвращения домой, а потом полным составом отправляемся в храм. И вот удивительно: вроде бы всех знакомых встречаешь постоянно, а все равно входишь в храм, видишь привычные лица, и на душе радость… В храме мерцают свечи, много детей – впрочем, это нормально – и мужчин (а вот это, к сожалению, не совсем привычно, поскольку подавляющее большинство глав семейств предпочитает посещать храм лишь по крупным праздникам, то есть в лучшем случае на Пасху, Рождество и Новый год). В хоре много народу – практически все наши певчие в сборе. Начинается молебен. В ряду обычных молитв и песнопений «красной нитью» проходит сугубое благодарение Господа за прошедший год.
В этом году в клире нашего прихода пополнение: буквально несколько дней назад, 25 декабря, в Успенском соборе архиепископом Марком был рукоположен в диаконы давний прихожанин, алтарник и чтец нашего прихода Святослав Булах. Так что теперь у нашего отца Димитрия есть постоянный помощник в проведении богослужений, чему все мы очень рады. Все мы давно знаем и любим Святослава и всю его семью, а его младшая дочка, четырехлетняя Лиза, родилась и выросла буквально у нас на глазах и с полным правом может считаться «дочерью полка».
Присутствие нового диакона придает богослужению особенную торжественность и благолепие. Чтецом теперь, вместо Святослава, выступает Владимир Архангельский, также давний и любимый всеми прихожанами сослужитель нашего батюшки. Регент – Марина Лепахина-Билку. Все хорошо, все на своих местах. Молебен пролетает как один миг.
В конце богослужения отец Димитрий обращается к прихожанам с новогодним приветствием, но, кроме обычных в таких случаях пожеланий добра, здоровья, счастья и успехов, из уст батюшки звучит древняя притча: «Однажды мудрый наставник поручил своему ученику внимательно смотреть вокруг и запоминать предметы коричневого цвета, что тот усердно исполнял. Каково же было его удивление, когда наставник попросил его перечислить предметы синего цвета, которые ему удалось запомнить. «Но, отче, — ответил ученик, — ты поручил мне замечать только коричневые предметы, и я не обращал внимания ни на что другое… Я не помню, было ли вокруг меня хоть что-то синее!»
А мудрый наставник улыбнулся и сказал: «Вот видишь, если твоя цель – найти предметы коричневого цвета, ты постоянно ищешь их глазами. И оказывается, что тебя окружает масса коричневых вещей, которых ты раньше даже не замечал! Зато все остальные предметы проходят мимо твоего внимания. Вот так же происходит и с плохими, неприятными событиями. Если ты будешь искать их, ты их обязательно найдешь, и поразишься тому, как их много вокруг! А все хорошее пройдет для тебя незамеченным. И ты и оглянуться не успеешь, как станешь подавленным, недовольным и грустным. Ты можешь даже заболеть от этого!
Но нужно ли это тебе? Лучше поставь перед собой цель искать хорошие, добрые и светлые вещи и события. Ты удивишься, когда поймешь, что они окружают тебя везде! Во всем, даже в том, что кажется плохим, можно найти хорошее. Но если вдруг в отношении какого-то события это тебе и не удастся, все равно, от одной неудачи или неприятности твое настроение испортится ненадолго, твое разочарование пройдет быстро, ведь вокруг намного больше хорошего, чем плохого!»
В заключение своей проповеди отец Димитрий пожелал верующим действовать так, как посоветовал мудрый наставник: всему радоваться и во всем и всех видеть хорошее. Тогда все мы станем спокойнее и радостнее – а именно этого нам так хотелось бы достичь в новом году!
Ну, а в завершение богослужения своды храма огласило торжественное песнопение «Многая лета», звучащее для всех священнослужителей и верующих, всех членов Церкви и всех людей, а затем отец Димитрий окропил всех присутствующих святой водой (при этом, как водится, все старались встать поближе, чтобы «побольше попало», а многие, особенно дети, передвигались короткими перебежками за священником, чтобы оказаться на траектории летящих с кропила капель) и помазал святым елеем.
Но и на этом было еще не все! После молебна одна часть прихожан осталась отмечать наступающий Новый год в трапезной, а другая, в общем и целом более молодая, и, осмелюсь утверждать, более динамичная (да не обидятся на меня предпочитающие тепло и вкусную пищу собратья по вере), отправилась «в горы» — на Нормафа, дабы, в продолжение доброй новогодней традиции, возжечь праздничный фейерверк над городом.
Надо сказать, уже первый шаг этого ответственного мероприятия был сопряжен с некоторыми трудностями. Народу собралось много, и, понятное дело, всем хотелось попасть на место побыстрее. Но машины были не у всех, а общественный транспорт, естественно, особой быстротой не отличается. Поэтому владельцами автотранспорта были предприняты титанические усилия по втискиванию в салоны автомашин как можно большего количества жаждущих новогоднего салюта. Ну как тут не вспомнить опыт нашего украинского коллеги, умудрившегося разместить в «Запорожце» четырнадцать пассажиров? И не пожалеть о том, что Гарри Поттеры и их уменьшающие заклинания существуют лишь в сказках? Скажу сразу: повторить героический подвиг владельца «Запорожца» не удалось никому. Но в замыкающем наш караван семиместном автомобиле ехало девять или десять человек (правда, среди них было несколько детей), а в моем пятиместном — семеро взрослых, и еще детское сиденье впридачу). В остальных машинах ситуация была не лучше. Слава Богу, полицейских на нашем пути не встретилось, и мы, окруженные призрачным, слегка мистическим и вполне приличествующим случаю туманом, начали плавное движения к месту назначения, гадая, удастся ли нам увидеть хоть что-то сквозь густую молочную хмарь. Но – на подъезде к Нормафа туман вдруг исчез, небо оказалось чистым и ясным, так что последние сомнения в успехе нашего мероприятия рассеялись вместе с хлопьями туманной дымки.
Прибыв на место назначения, мы вооружились припасенными заранее фонариками (был учтен опыт прошлого года, когда мы познали на своем опыте, что значит выражение «ни зги не видно»), а некоторые оказались счастливыми обладателями псевдошахтерских ламп, укрепляемых на лбу (при взгляде на них становилось почему-то очень смешно, а на язык назойливо лезло пушкинское «а во лбу звезда горит»). Затем была установлена очередность выстреливания разных видов фейерверков, и командование было передано нашему тренеру и «Усатому Няню Валентину Гудочникову – слава Богу, он был с нами, и это было просто здорово, поскольку собрать воедино и подчинить единой воле подвижных, как ртуть, многочисленных подростков мужского пола – это, скажу я вам, задача не для слабонервных.
Ну, а потом все пошло по наезженной еще в прошлом году колее: в установленные попарно трубы-«мортиры» ребята вставляли ядра, поджигали и… «разбегайся, залп!». На самом деле, было все-таки страшновато, ведь это были настоящие выстрелы. Но оказалось, что все это была только присказка, не сказка, а эта последняя была еще впереди. Пришла очередь фейерверка под романтическим названием «Алмазные пирамиды». На практике действовали они следующим образом: после поджигания их наступала подозрительная тишина, которую затем разрывал истошный визг, а потом из пирамидки вырывался огненный шар, который начинал носиться по совершенно непредсказуемой траектории вокруг нас – знай, уворачивайся… Тут даже слегка посиневшие от холода и доселе хранившие завидное олимпийское спокойствие родители вынуждены были зашевелиться… А потом были огненные «пчелки», с жужжанием летающие над головами, катающиеся по полю пламенные колечки, фонтаны золотых брызг и в заключение – гвоздь программы: «автоматический» салют из 96 выстрелов.
На самом деле, несмотря на все, что я здесь понаписала, фейерверк был достаточно безопасным, но очень зрелищным и ярким. Взрослые жалели лишь об отсутствии теплого помещения или, на худой конец, хорошего огненного глинтвейна, а дети – о том, что все это быстро кончилось, поскольку они-то не замерзли, у них просто не хватило для этого времени. В заключение, с трудом передвигая отмерзшими конечностями, мы дошли до машин, достали шампанское (увы, только детское!) и выпили первую чарку за наступающий Новый год. Теперь и вправду наступило время расставаться… Но ничего – впереди уже забрезжил теплый свет Рождества, а это значит – мы вновь будем вместе, радуясь рожденному Христу, радуясь друг другу и всему вокруг. Впереди нас ждала соединяющая всех нас в единое целое Чаша Причастия Святых Христовых Тайн, праздник в церковной школе, Рождественская елка в соборе и много-много дней и событий, которые, даст Бог, объединят и сдружат нас еще больше. Что ж – с Новым годом и слава Богу за все!
Екатерина Варади.